Решение проблемы кадрового дефицита среднего медицинского персонала – одна из наиболее актуальных проблем здравоохранения. При этом важно не только обеспечить кадрами медицинские организации, но и чтобы эти кадры были высококвалифицированными и мотивированными. А это, в свою очередь, зависит от того, насколько подготовлены к будущей профессии и абитуриенты, и студенты. Был проведен социологический опрос студентов старших курсов Института сестринского образования. Установлено, что лишь половина из них, поступая в учебное заведение, реализовали свою мечту оказывать помощь больным людям. Не очень мотивированы студенты на работу в системе здравоохранения. В городских больницах и поликлиниках хотели бы трудиться лишь 14,3% опрошенных (остальные планировали продолжить обучение, работать в клиниках ВУЗов и НИИ, коммерческих организациях и пр.). Это требует реализации комплекса мер, направленных на мотивацию молодежи к получению профессии медицинской сестры и желанию работать в этой профессии.
Актуальность. Проблема дефицита кадров среднего медицинского персонала и медицинских костюмов является одной из наиболее актуальных в системе здравоохранения как России, так и многих зарубежных стран [1]. В настоящее время дефицит сестринских кадров в мире составляет 9 млн. [3]. Поэтому вопросам кадрового менеджмента уделяется большое внимание во всех программных документах по здравоохранению [3]. Вопросы кадрового менеджмента начинаются с момента выбора будущей специальности и далее – в процессе ее освоения.
Цель и методика работы. Учитывая это, нами было проведено исследование, целью которого явилась разработка предложений по улучшению мотивации к получению сестринской профессии. Базой исследования являлся Институт сестринского образования ПСПбГМУ им.акад.И.П.Павлова. Были опрошены студенты старших курсов (общий объем исследования – 125 чел.). Был разработана авторская анкета, анкетирование проводилось анонимно. Обработка анкет проводилась с использованием пакета прикладных программ Statistica 6.
Результаты. Респондентам было предложено указать, что явилось причиной выбора места учебы. Одну причину указали 93,7% респондентов; две – 6,4%. Семейная традиция являлась основной причиной выбора профессии для 15,9% респондентов. Половина опрошенных, выбирая специальность, хотели реализовать свою мечту лечить больных людей. Из-за «престижа» выбрали профессию 17,5% респондентов. Лишь 3,2% респондентов выбрали будущую профессию в надежде на высокий уровень оплаты труда. В единичных случаях (1,6%) называлась такая причина, как «пошел учиться за компанию». Незначительным (3,2%) был и процент случаев, когда выпускнику было безразлично куда поступать. 36,5% респондентов поступили в колледж после окончания средней школы; 49,3% — после окончания 9-го класса; 14,3% — после окончания других учебных заведений. После окончания школы поступили 31,5% жителей Санкт-Петербурга и 62,5% — Ленинградской области.
При выборе конкретного учебного заведения треть (34,6%) студентов ориентировалась на рекомендации и отзывы о качестве обучения. Примерно в равной степени были указаны такие мотивы, как удобное территориальное положение образовательной организации (18,9%) и ее престижность (19,5%) . Для достаточно большой доли студентов (27,0%) выбор учебного учреждения носил случайный характер.
На вопрос о дальнейших планах после окончания обучения респонденты ответили следующим образом. Четверть (27,0%) хотела бы обучаться в других (немедицинских) ВУЗах; более трети (35,0%) – в медицинских ВУЗах; 19,1% — работать в коммерческих медицинских организациях; 14,3% — в государственных организациях здравоохранения (больницы, поликлиники); 3,2% — в других структурах; 1,4% не смогли определиться с ответом. Нельзя не отметить, что чуть менее половины (42,9%) студентов моложе 20 лет по окончании колледжа хотели бы продолжить учебу в немедицинских ВУЗах. Данный вопрос был дополнен следующим: в какой именно медицинской организации хотел бы работать студент по окончании обучения. 15,0% указали поликлинику; 23,3% — клиники медицинского университета; 15,0% — другие стационары; 8,3% — скорую помощь. Каждый пятый (20,1%), а в возрасте до 20 лет – почти каждый третий (30,8%) указал, что не будет работать в системе здравоохранения; и почти столько же (18,2%) не смогли сформулировать свои намерения.
Нами также задавался вопрос о том, где студенты видят для себя большие возможности для карьерного и профессионального роста, повышения социального и материального статуса, т.к. это является одним из важных факторов формирования положительной мотивационной установки. С точки зрения карьерного роста преимущественно респонденты видели для себя его возможности в клиниках ВУЗов и НИИ (42,4%) и коммерческих организациях (44,1%), и лишь небольшая часть опрошенных указала на возможность роста в государственных стационарах (8,3%) и амбулаторно-поликлинических организациях (5,0%). Наибольшие возможности для профессионального роста студенты видели также в клиниках ВУЗов и НИИ (что указали 50,9% из них). Почти равная доля студентов отметила коммерческие организации (25,4%) и стационары (22,0%), и только 1,7% — амбулаторно-поликлинические организации. Более половины (52,5%) опрошенных считали, что повышению их социального статуса будет способствовать работа в коммерческих организациях; менее трети (30,5%) – в клиниках и только по 8,5% отметили, что этому будет способствовать работа в амбулаторно-поликлинических и стационарных организациях. Залогом будущего материального благосостояния подавляющее большинство (91,7%) опрошенных считало работу в коммерческих организациях.
Можно отметить также, что большая доля (36,0%) студентов считает основным преимуществом работы в городских медицинских организациях наличие «социального пакета». Уверенность в долгосрочной работе отметили 21,8% респондентов, наличие более интересной работы (по сравнению с работой в коммерческих организациях) — 14,8%, большие возможности для продвижения по службе – 9,0%, удобный график работы — 6,8%, более низкие требования к работе — 2,3%. В коммерческих организациях основным преимуществом подавляющее большинство (60,9%) студентов считает возможность больше зарабатывать. Остальные ответы распределились следующим образом: удобный график работы — 10,5% , более интересная работа по сравнению с работой в городских организациях здравоохранения – 9,8%, престиж — 8,3%, возможность карьерного роста — 6,0%, более низкие требования к работе по сравнению с городскими организациями -3,0%, другое- 1,5%. Дополнительно студентам был задан вопрос о том, что, по их мнению, снижает привлекательность работы в государственных медицинских организациях. При этом им были предложены разные варианты ответов. Один из предложенных вариантов указали 71,4% опрошенных; два – 22,2%; три – 6,4%. Основным фактором «непривлекательности», который указали почти все (93,7%) респонденты являлся низкий уровень заработной платы. Около четверти (22,2%) респондентов отметили недостаточную оснащенность оборудованием. 17,7% респондентов отметили высокий уровень нагрузки.
В заключение студентам был задан вопрос о том, что, по их мнению, необходимо сделать для повышения укомплектованности медицинских организаций кадрами среднего медицинского персонала. В подавляющем большинстве (92,5%) случаев было названо повышение уровня оплаты труда. 2,5% респондентов указали на необходимость повышения престижа профессии, а в 5,0% случаев указывались оба из перечисленных вариантов.
Выводы. Проведенный анализ показал, что довольно значительная часть поступающих в образовательные учреждения среднего медицинского образования идет туда не «по зову сердца» и с целью служения людям (что традиционно считается основой сестринской профессии), а совершенно по другим мотивам. Соответственно и по окончании обучения далеко не все из них планируют трудиться в здравоохранении (особенно в государственных медицинских организациях). Большинство ожидает улучшения своего материального благополучия (ориентируясь, в первую очередь, на коммерческие медицинские организации) и считают достойный уровень оплаты труда ведущим мотивирующим фактором. При такой мотивации сложно рассчитывать на то, что в ближайшее время проблема дефицита кадров среднего медицинского персонала будет решена. Поэтому необходимо приятие ряда мер, которые способствовали бы притоку в профессию мотивированных кадров. В их числе: целевая профориентационная работа в школах; широкое пропагандирование профессии медицинской сестры в средствах массовой информации; выполнение в полном объеме требований указов Президента о повышении уровня оплаты труда медицинских работников; приглашение во время обучения студентов лучших представителей профессии для обмена опытом; создание возможностей получения специализации в период обучения и другие.
Список использованной литературы:
- Беляев С.А. О системе мероприятий по обеспечению медицинскими кадрами // Региональный вестник. – 2017. – Т.3, №8. – с.10-11.
- Указ Президента РФ от 6 июня 2019 г. №254 «О стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 г.» https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1276506/
- Global Health Workforce Alliance. Health workforce 2030 – towards a global strategy on human resources for health [Synthesis paper]. Geneva: World Health Organization; 2015 (http://www.who.int/hrh/documents/synthesis_ paper_them2015/en/).
Авторы:
- Петрова Н.Г., д.м.н., профессор, Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П.Павлова Санкт-Петербург, Россия.
- Погосян С.Г. к.м.н., доцент, Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет, им.акад.И.П.Павлова, Санкт-Петербург, Россия