Общесоциальный уровень предупреждения хищений, традиционно выделялся в юридической литературе. Поскольку хищения — явление социальное, необходимо исходить из того, что успешная борьба с рассматриваемыми преступлениями, может быть лишь тогда, когда подход к их предупреждению будет комплексным, как при изучении, так и при профилактике. Функция общесоциальной профилактики последовательно осуществляется всем прогрессивным развитием общества. Общесоциальное предупреждение хищений связано с наиболее значимыми и долговременными видами социальной деятельности, осуществляется в процессе решения крупномасштабных социальных задач и включено, а реализацию этих задач, охватывает крупные, имеющие долговременный характер виды социальной практики [1 ].
Например, в сфере экономики — это развитие производства на основе современных технологий, продуманная структурная и инвестиционная стратегия, справедливое перераспределение собственности, укрепление национальной валюты и всей финансовой системы, снижение темпов роста инфляции и многие другие аспекты совершенствования экономических, а также тесно связанных с ними распределительных отношений. Не секрет, что в последнее десятилетие обман как криминальное явление, стало характерным для преступлений, совершаемых в банковской сфере. К мерам по организации противодействия криминальным проявлениям в банковской сфере, можно отнести деятельность Центрального банка Российской Федерации по контролю и надзору за осуществлением кредитными организациями финансовых операций, а так же Отдела по борьбе с экономическими преступлениями, сокращенно ОБЭП. Экономика России все более становится в зависимость от принимаемых решений политического и социального характера, поэтому, признавая правовые и экономические методы управления, на текущий момент можно рассматривать реальность принимаемых мер с выявлением обстановки опасности для экономики в той или иной сфере деятельности.
В сфере политической — это становление и развитие новой российской государственности, упрочение демократии и начал федерализма, укрепление всех ветвей власти, реализация политической воли противостояния социально негативным явлениям и процессам в условиях многопартийности.
В социальной сфере (в узком смысле этого слова) большое антикриминогенное значение имеют меры, направленные на усиление социальной ориентации преобразований; устранение резкого социального расслоения общества; поддержки малоимущих граждан; укрепление семейных устоев; обеспечение надлежащих условий для социализации личности, преодоление ее социального отчуждения; ограничение негативных последствий безработицы, вынужденной миграции людей и т. д.
Таким образом, меры общесоциального предупреждения имеют исключительно широкий диапазон, они воздействуют практически на все виды, группы, разновидности причин, условий и других детерминант преступности. Для профилактики хищений на общесоциальном уровне первостепенное значение имеют нейтрализация, блокирование, ограничение сфер и силы действия их причин и условий, коренящихся в противоречиях, диспропорциях, издержках социально-экономического развития, а также в духовно-нравственной сфере жизни общества. В этой связи необходимо отметить, что неуважительное отношение к чужому имуществу имеет в России давние и прочные традиции.
Предупреждение хищений дает возможность решать задачи борьбы с нею наиболее гуманными способами, с наименьшими издержками для общества, в частности, без включения на полную силу сложного механизма уголовной юстиции и без применения такой формы государственного принуждения, как уголовное наказание. Немаловажное значение в рассматриваемом плане имеет принцип неотвратимости наказания, так как безнаказанность, в частности в экономических преступлениях и хищениях в том числе, уровень которых в скрытой, латентной преступности весьма высок, оказывает негативное воздействие на лиц, у которых еще не сформировалась либо недостаточно стойки жизненные позиции и ценности. Кроме того, экономическая преступность — фундамент организованной преступности. Скрытые преступления оказывают негативное воздействие на экономику России, сдерживают развитие внешнеэкономических связей, динамику совместной хозяйственной деятельности, поступление иностранных инвестиций в нашу страну. Таким образом, проблема преодоления криминализации экономики, становится одной из ключевых проблем, как для российской экономической политики, так и для правоохранительных органов, а также для общества в целом [2].
Следует воссоздать, с учетом новых экономических, социальных и других реалий, систему общественной профилактики хищений. Речь в данном случае не идет об организации ежевечернего массового патрулирования дружинников по улицам и другим общественным местам, хотя в принципе нельзя отрицать превентивного значения и подобных мероприятий, с оговоркой, что они должны строиться на иных, чем прежде, подходах и принципах, в новых организационных формах (на сугубо добровольной и возмездной основе, без чрезмерного административного усердия и связанных с ним нарушений прав человека, более целенаправленно и т. д.). В настоящее время очень важно найти оптимальные формы стимулирования, поощрения и развития государством гражданской активности, основанной на естественном стремлении людей организоваться, объединиться в целях защиты себя, своих детей, близких от преступных посягательств.
Специальная профилактика включает меры, направленные именно на выделение, устранение, ослабление, нейтрализацию криминогенных факторов, исправление лиц, могущих совершить или повторно совершить хищения. На уровне специальной профилактики цель борьбы с хищениями не растворена в более общих целях и не является производной. Эта цель выделена в качестве ведущей для соответствующих мер социального контроля, социальной реабилитации или правоохранительной деятельности. Необходимо иметь в виду, что специально-криминологическая профилактика, осуществляемая органами внутренних дел, взаимосвязана и влияет на общесоциальное предупреждение хищений, так как по результатам своей деятельности правоохранительные органы имеют возможность сигнализировать органам законодательной и исполнительной власти, о крупных социальных проблемах, требующих решения. Эти результаты влияют на состояние общества, уровень социальной напряженности в нем, общественное мнение, поддержание авторитета закона [3].
Иными словами, разработка и реализация мер специальной профилактики хищений прямо обусловлены наличием хищений, их состоянием и характером действующих криминогенных детерминант.
Список использованной литературы:
- Кобец П.Н. Стабильность уголовного закона и его качество — один из факторов предупреждения хищений в России. Международное сотрудничество органов внутренних дел с правоохранительными органами зарубежных стран: проблемы теории и практики. Материалы круглого стола (Днепропетровск 23.05.2010). — Днепропетровск: Днепропетровский государственный университет, 2010.
- Кобец П.Н. Генезис уголовного законодательства о преступлениях против собственности. Проблемы модернизации современной России. Сборник научных трудов / Под ред. проф. В.В. Галкина. Вып. 2. — Воронеж: ЦНТИ, 2011.
- Кобец П.Н. Профилактика преступности как сложный, многогранный процесс, в условиях России начала второго десятилетия XXI столетия. Российский следователь. М., 2012. № 20.
Автор: П.Н. Кобец, Главный научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института МВД России г. Москва Российская Федерация доктор юридических наук, профессор