Оказалось, что более половины перевозчиков в Новосибирске работают с нарушением закона. Но вот привлечь к ответственности так называемых «бомбил» не просто. Почему так происходит и как узнать, в какую машину садиться, а в какую не стоит?
Водитель машины, увидев приближающиеся автомобили сотрудников Госавтоинспекции, прячет фонарь с шашками. Сразу становится понятно – это нелегал.
Подобные рейды сотрудники Госавтоинспекции проводят 2-3 раза в месяц. Это делается для того, чтобы сократить количество «бомбил». Так называют нелегальных таксистов. На вокзале «Новосибирск-главный» их ловят регулярно. Здесь клиент может быстро поймать машину, зато за большие деньги. Обычно расценки в 3, а то и в 4 раза выше, чем у официальных такси.
Закон о такси обязал всех водителей получать лицензии и разделил перевозчиков на легальных и нелегальных. По данным Госавтоинспекции, сегодня, нарушая закон, работают до 60% такси. Частные извозчики не хотят оформлять разрешение и отчислять проценты компании-работодателю. «Бомбил» не пугает и штраф в 5 тысяч рублей, ведь поймать нелегальных таксистов за руку порой не так просто.
Подработать таксистом может в принципе любой. Нелегальному таксисту для этого даже не потребуется специальный опознавательный фонарь с шашками. Можно и без него. Без шашек бомбила становится обычным автолюбителем, который подвозит за деньги. Если его остановить, чтобы проверить на легальность, водитель может использовать различные легенды, что просто подвозит родственников или знакомых.
Отличить нелегала от официального перевозчика легко. У настоящего таксиста машина оборудована опознавательным оранжевым фонарем, цветографическими схемами в виде шашек, в салоне – таксометр, показывающий расстояние, которое проехал клиент и информация о водителе, его фотография. Кроме этого, в документах таксиста должны обязательно быть разрешение на перевозку пассажиров, техпаспорт и путевой лист.
Машину, в которую садится клиент, обязательно проверяют перед выходом на маршрут, выявляя и устраняя мелкие неисправности, и отправляют на полную диагностику два раза в год.
Юрий, как и большинство других водителей, предпочел устроиться в таксомоторную компанию, хоть и приходится отдавать часть заработанных средств, зато все по закону. Утро легального таксиста начинается с медосмотра, после на техосмотр отправляется его машина. Количество аварий по вине легальных таксистов заметно сократилось, говорят в полиции.
«Есть такая статистика легальных таксистов. По вине именно водителей такси число дорожно-транспортных происшествий, число погибших и число пострадавших в них снижено практически на треть», — отмечает заместитель начальника УГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области, полковник полиции Вячеслав Трещев.
Именно нелегальные таксисты чаще всего становятся виновниками ДТП. В соцсетях выложены видеоролики с различными нарушениями нелегальных таксистов. Вот, например, водитель высаживает пассажира прямо на пешеходном переходе. А здесь водитель так торопится, что даже решает проехать по встречной полосе. По всему видно – это, скорее всего, нелегальный перевозчик.
Операция «Такси» лишь за одни день помогла выявить почти 30 нелегалов. Но, несмотря на такие регулярные проверки, многие продолжат вести незаконный бизнес. Единственное, что может повлиять на таксистов, говорят полицейские, – дополнение к закону, которое будет предусматривать более жесткое наказание при повторном задержании.