Проблемы и основные перспективы развития лекарственного обеспечения в Российской Федерации

В России действующим законодательством в рамках социальной защиты населения предусматривается право определенных категорий граждан на бесплатное предоставление некоторых наименований лекарственных средств и препаратов. Воспользоваться данной программой могут не все граждане, а лишь отдельные их категории, указанные в законе. Суть этой гарантии заключается в том, что прописанные медиками лекарства приобретаются не за счет самого пациента, относящегося к группе льготников, а из средств федерального или регионального бюджетов.

Лекарственное обеспечение – это совокупность материальных, организационных и структурно — функциональных мер, включая контроль качества, направленных на обеспечение населения и лечебно — профилактических учреждений лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, диагностическими, дезинфицирующими средствами, парафармацевтической продукцией, разрешенными к применению на территории Российской Федерации [1]. Тем, кто не может получить должного обеспечения на территории Российской Федерации может купить лекарство в Германии онлайн.

Обеспечение граждан лекарствами на бесплатной основе в России регламентируется на законодательном уровне. В 1999 году был принят Закон РФ «О государственной социальной помощи»[2].

Лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»[3].

Стоит отметить тот факт, что постепенно ситуация с лекарственным обеспечением улучшается, но и до настоящего времени остаются следующие проблемы:

  1. Дефицит бюджета на всех уровнях, слабое финансирование;
  2. Средства обязательного медицинского страхования на лекарственное обеспечение используются нерационально;
  3. На отечественный рынок вышло большое количество иностранных фармацевтических фирм;
  4. Большой разброс цен на лекарственные препараты, обладающими аналогичными свойствами.
  5. Подорожание лекарственных средств.
  6. Низкий уровень доходов населения.

В стране сохраняется острый дефицит лекарственных средств и препаратов, цены на них как на потребительские товары первой необходимости сравнительно высоки и для многих подчас недоступны.

По статистике в России около 20 миллионов человек имеют право на бесплатные, так называемые льготные, лекарства. Примерно 15, 5 миллионов из этих людей предпочитают лекарствам денежную компенсацию, и лишь около 4 миллионов человек пользуются своим правом в полной мере.

Минздрав России разрабатывает новую систему обеспечения населения лекарственными препаратами, согласно которой у большинства россиян появится возможность получать бесплатные лекарства в аптеках по рецепту врача. На данный момент такая возможность доступна лишь льготным категориям граждан[4].

По словам директора НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Давид Мелик — Гусейнов «Минздрав предлагает ввести систему лекарственного возмещения. В России для граждан с полисами обязательного медицинского страхования (далее ОМС) планируется запустить программу бесплатного лекарственного обеспечения. Подразумевается, что россияне смогут получать по рецепту врача и без оплаты лишь препараты из ограниченного списка, который в данное время находится на стадии разработки»[4].

Создание данной программы заложено в разработанную Минздравом «Стратегию лекарственного обеспечения населения РФ на период до 2025 года», одобренную в 2013 году. Планируется осуществить переход к системе лекарственного возмещения при амбулаторном лечении. Предполагаемая дата реализации — 2017 год, но при этом в планах было, что ориентирован данный проект будет лишь на отдельные категории граждан.

Одной из главных целей стратегии является повышение доступности качественных, безопасных и эффективных лекарственных препаратов для медицинского применения, удовлетворения потребностей населения и системы здравоохранения на основе формирования рациональной и сбалансированной системы лекарственного обеспечения населения Российской Федерации[5].

Директор Института экономики здравоохранения Лариса Попович, принимающая участие в обсуждении проекта, рассказала «запуск системы лекарственного возмещения был перенесен на 2019 год по причине нехватки финансирования проекта». Планируется, что лекарства будут отпускаться или бесплатно, или со скидкой россиянам имеющим полисы ОМС[4].

Использование системы обязательного медицинского страхования, как основу формирования системы лекарственного возмещения, видится целесообразным с организационно — правовой, экономической, нормативно — правовой точки зрения. Возможность привлечения в систему обязательного медицинского страхования источников софинансирования за счет добровольного страхования и средств граждан позволит аккумулировать ресурсы и обеспечить системный подход к лекарственному обеспечению граждан.

Минздрав поясняет, что для того, чтобы система заработала в полной мере, необходимо проведение целого ряда предварительных мероприятий, ожидаемый период реализации которых выпадает на 2018 год. В ведомстве поясняют, что модели финансирования программы прорабатываются уже сейчас. Рассматриваются разные механизмы: либо государство в лице фонда обязательного медицинского страхования будет компенсировать затраты производителям лекарств, либо аптечной сети.

По словам главы Аптечной гильдии Елены Неволиной «Планируется, что рецепт будет являться денежным документом. По нему аптеки будут отпускать лекарства. По ним будет создаваться отчет, например в течение месяца, а дальше передаваться в фонд медицинского страхования либо в другой специальный фонд»[6].

Таким образом, внедрение данной стратегии предусматривает реализацию следующих ожидаемых результатов:

  • повысится удовлетворенность населения доступностью лекарственного обеспечения;
  • осуществить повышение эффективности, безопасности и качества лекарственных препаратов для медицинского применения;
  • повысить квалификации медицинских и фармацевтических работников и качество оказываемой медицинской помощи;
  • существенное снижение показателей заболеваемости и смертности, предусмотренное реализацией Государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»

Таким образом, для решения таких задач как обеспечение рационального использования лекарственных препаратов для медицинского применения, обеспечение безопасности, эффективности и качества лекарственных препаратов для медицинского применения и многих других требуется внесение поправок во многие нормативно — правовые акты. Так например, необходимы будут изменения:

  • ФЗ от 21 ноября 2011 г. № 323 — Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в части обеспечения рационального использования лекарственных препаратов для медицинского применения[7];
  • ФЗ от 29 ноября 2010 г. № 326 — ФЗ «Об обязательном медицинском страховании», необходимо будет установление возможности проведения вневедомственной экспертизы. Более детальная проработка обоснованности назначений лекарственных препаратов для медицинского применения[8];
  • КоАП РФ, УК РФ в целях ратификации в РФ Конвенции Совета Европы против распространения фальсифицированной и контрафактной медицинской продукции.

Подводя итог всему вышесказанному можно сказать, что внедрение данной стратегии будет способствовать повышению качества и уровня лекарственного обеспечения населения Российской Федерации, поможет в решении актуальных задач развития системы здравоохранения. Наиболее заметные изменения коснутся повышения производительности труда работающего населения, отразятся на продолжительности и качестве жизни граждан, а также возрастет доступность необходимых для лечения лекарственных препаратов для медицинского применения. При этом необходимо будет тщательно пересмотреть нормативно — правовую базу и внести большое количество поправок, во избежание возникновений коллизий в праве и полноценного закрепления данной стратегии в законодательстве.

Результатом реализации стратегии будет стимулирование у населения ответственного отношения к своему здоровью, создание эффективной системы лекарственного обеспечения населения в РФ, которая будет базироваться на принципах сбалансированности, рациональности, всеобщности, открытости и информированности..

Литература и источники:

  • Закон Пермской области «О лекарственном обеспечении населения на территории Пермской области» от 18.06.1998 г.
  • Закон РФ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1997 г. №178 — ФЗ (ред. от 01.01.2017)
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 30. 07. 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»
  • Известия [электронный ресурс]. – Режим доступа: https: // iz.ru / news / 698693
  • Приказ Министерства здравоохранения РФ «Об утверждении Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и плана ее реализации» от 13 февраля 2013 г. № 66
  • Прайм. Россия сегодня [электронный ресурс]. – Режим доступа: https: // 1prime.ru / consumer _ markets / 20170505 / 827430634.html
  • Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323 — ФЗ (ред. от 29.07.2017)
  • в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 N 326 — ФЗ (ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с
    09.01.2017)

© И.А. Шапран, 2017.

Оставить комментарий

Рубрика Таксист рекомендует

Добавить комментарий

Войти с помощью: