Специфика семейного воспитания и социализации детей с нарушениями речи

Принимая во внимание, что основная часть детей с ограниченными возможностями воспитывается в семьях, возникает необходимость разработки и внедрения инновационных технологий реабилитации и воспитания детей, ориентированных на реализацию в семье. Особого решения требуют проблемы, связанные с правом ребенка с ограниченными возможностями здоровья на самореализацию в сфере семейной жизни. Основную роль в решении данных проблем играет участие родителей и специалистов.

Развитие речи и познавательных процессов ребенка непосредственно зависит от условий жизни и воспитания. Нарушения речевого развития проявляются в особенностях формирования всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Дети, имеющие нарушения речевого развития, тем не менее, проявляют активность по отношению к языковым явлениям — словообразованию, умению подобрать нужное слово в соответствии с заданным условием, отбору слов с целью выявления звукового состава. Как правило, они испытывают незначительные лексические трудности, допускают ошибки в грамматическом оформлении высказывания (построении предложений), могут неверно произносить звуки речи, затрудняются в реализации развернутых высказывании. Но перечисленные трудности не являются препятствием к установлению отношений со сверстниками и лишь в некоторых случаях (переживание, недооценка собственной речи, чрезмерное желание соответствовать речевой норме) служат барьером в личных отношениях.

Во взаимоотношения со сверстниками ребенок начинает вступать еще в раннем детстве. Дошкольник проявляет интерес к окружающим, испытывает потребность в эмоциональном общении. В возрасте от 1,5 до 3 лет появляется деловое и игровое общение. В старшем дошкольном возрасте основным становится сюжетно-ролевое общение в процессе сюжетно-ролевых игр со сверстниками, через которые ребенок усваивает модели человеческих отношений. К школьному возрасту у ребенка развивается деловое и личностное общение, включенное в деятельность. По мере развития речи у ребенка появляется возможность разнообразить содержание передаваемой в процессе общения информации, пользоваться различными средствами общения (жесты, мимика, интонация, развернутые высказывания). Родители должны знать, что эти этапы в развитии общения проходит каждый ребенок, независимо от особенностей речевого развития.

Степень развития общения определяется выраженной потребностью в нем, разнообразием его целей и средств. Дети раннего возраста, имеющие особенности речевого развития и посещающие логопедические группы или логопедические детские сады, ограничены в общении со сверстниками, посещающими обычные детские сады. Эталоном речи для них становится речь логопеда, воспитателя и родителей. Поэтому важно обращать внимание на расширение круга общения ребенка с окружающими детьми. Ребенка с особенностями речевого развития необходимо включать в игровую и досуговую детскую деятельность. Раннее включение в широкую коммуникативную среду в дальнейшем позволит ребенку самостоятельно организовывать общение со сверстниками и взрослыми, устанавливать дружеские отношения, чувствовать себя уверенным во взаимоотношениях с окружающими.

К подростковому возрасту на первый план выступают отношения ребенка со сверстниками, важным становится их отношение к личности подростка. Таким образом, все поведение подростка подчинено его самооценке, которая в свою очередь формируется в процессе общения с окружающими людьми. В зависимости от отношения ребенка с особенностями речевого развития к себе, к собственной речи, умения и готовности общаться (особенности речи как препятствие в общении, ориентирование в ситуации общения, эмоциональное переживание особенностей своей речи) можно определить два основных типа самооценки речевой деятельности: коммуникабельный и некоммуникабельный.

Дети, имеющие коммуникабельный тип самооценки речевой деятельности, испытывают потребность в общении, проявляют инициативу в установлении новых контактов. Особую важность для данной категории детей имеют доверительные отношения, позиция сверстника. Как правило, они стремятся к общению, лишь иногда испытывают трудности в силу эмоционального переживания особенностей своей речи. Для детей с этим типом самооценки речевой деятельности особенности собственной речи не являются труднопреодолимым препятствием к установлению личных отношений. Они легко знакомятся с новыми людьми, у них много друзей, обычно не испытывают затруднений в семейном самоопределении.

Дети с некоммуникабельным типом самооценки речевой деятельности внешне неконтактны, не всегда выступают инициаторами общения. Из-за выработанного стереотипа во взаимодействии с окружающими избегают новых ситуаций общения, что приводит к узости межличностных контактов. Но, несмотря на внешние проявления нерешительности, дети внутренне готовы и стремятся к общению с окружающими. Чтобы поддержать и развить это стремление, необходимо объяснить ребенку, что особенности речи не являются основным показателем отношения к человеку, что его нарушение преодолевается, и он будет успешен в жизни.

Как правило, дети реализуют три уровня проявления коммуникативных умений, оказывающих влияние на способность к установлению социального взаимодействия.

Дети, имеющие низкий уровень реализации коммуникативных умений, проявляют недостаточную активность. Они не стремятся к общению, чувствуют себя неуверенно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, тяжело переживают обиды, предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

Дети со средним уровнем проявления коммуникативных умений стремятся к контактам с людьми, не ограничивают свой круг знакомств, не теряются в новой обстановке, имеют друзей, проявляют инициативу в общении, принимают участие в организации общественных мероприятий, могут принять самостоятельные решения в трудной ситуации.

Дети с уровнем проявления коммуникативных умений выше среднего испытывают потребность в коммуникативной деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудной ситуации, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают самостоятельно принимать решения, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать и участвовать в общественных мероприятиях, настойчивы в деятельности, которая их привлекает.

Родителям и специалистам необходимо обращать внимание на данные особенности ребенка и учитывать их в процессе воспитательной и педагогической работы по формированию навыков общения. В литературе представлены разнообразные способы, игры, тренинги и упражнения, обучающие детей сотрудничеству и партнерскому взаимодействию, которые помогут ребенку с особенностями речевого развития поверить в свои силы и быть успешным.

При организации коррекционной работы по формированию коммуникативных умений у детей с нарушениями речи необходимо учитывать следующие особенности.

1. Дети, имеющие высокий уровень потребности в коммуникации, острее переживают свой речевой дефект, стараясь скрыть желание общаться.

У меня много знакомых. Я чувствую, что они стараются не замечать особенностей моей речи и общаются со мной на равных. Я испытываю потребность и легкость в общении с такими людьми, но все же, когда я вспоминаю о недостатках своей речи, невольно пытаюсь уйти от общения.

2 Из опыта общения с детьми, имеющими нарушения речи, можно сделать вывод о том, что их коммуникативные умения не компенсируются. Осознание дефекта влияет на выбор будущей профессии.

Несмотря на удачные результаты посещений логопеда, я все же организовал свой стиль общения, от которого, как ни стараюсь, не могу отойти. Мне кажется, что люди, которые общаются со мной, воспринимают меня именно так, и им легче разговаривать со мной в привычном для меня и для них стиле. При общении с новыми людьми я иногда испытываю некоторый дискомфорт и пытаюсь искусственно соответствовать речевым нормативам, что затрудняет общение. В плане установления личных отношений выбираю партнера, который не обращает внимания на особенности моей речи не считает это главным в отношениях. Что касается профессионального самоопределения, все же считаю, что работа, предполагающая приоритет речи, не для меня.

У детей с речевыми нарушениями сложился стереотип отношения к своей речи.

Даже слыша вокруг себя вполне нормальную речь и стараясь соответствовать нормативам, не испытывая дискомфорта в общении, все равно в определенных ситуациях задумываешься, что говоришь не «как все» (хотя другие могут воспринимать твою речь как вполне правильную). Возникает чувство понимания и осознания, что окружающие оценивают мою речь, проигрываешь варианты их отношения ко мне и к моей речи. Думаю, в дальнейшем я смогу преодолеть эти трудности. Конечно же, не без помощи близких людей и хороших специалистов.

Таким образом, осознание ребенком особенностей своей речи может привести к ограничению его круга общения. Поэтому большое внимание нужно уделять психологической помощи этой категории детей. Важным условием успешной коррекции речевых нарушений является и активная позиция самих детей. Для того чтобыкоррекционная работа стала эффективной, необходимо максимально объединить силы родителей с терпеливым и длительным сотрудничеством со специалистами.

В связи с особенностями своего развития и восприятия окружающего мира дети с ограниченными возможностями испытывают значительные трудности в освоении социального пространства, социальной среды. Они значительно позже и в недостаточной степени начинают осознавать и осваивать социальную среду, таким детям сложнее устанавливать различные социальные отношения и связи, принимать ту или иную социальную позицию. И, следовательно, дети с нарушениями речи в большей степени, чем нормально развивающиеся дети нуждаются в поддержке взрослых (ближайшего окружения и профессионалов).[1]

Развитие коммуникативных способностей ребенка позволяет предотвратить многие проблемы, связанные с формированием уровня его самосознания, социальной адаптации, профориентации и семейного самоопределения.

Рекомендации родителям и специалистам по подготовкедетей с нарушениями речи к семейной жизни.

Специфика семейного воспитания детей с особенностями речевого развития зависит от степени и структуры речевого нарушения, уровня развития общения, от степени готовности ребенка к установлению межличностного взаимодействия. Подготовка ребенка с нарушением речи к самостоятельной семейной жизни определяется тем, в какой степени осознание им особенностей своей речи влияет на общение с окружающими.

Дети, имеющие менее выраженные речевые расстройства, которые возможно преодолеть к подростковому и юношескому возрастам (дислалия, дизартрия несложной формы, закрытая ринолалия, фонетико-фонематические нарушения), показывают достаточный уровень готовности и установлению партнерских отношений и не испытывают трудности в общении со сверстниками. Дети, имеющие выраженные речевые расстройства (алалия, афазия, дизартрия при ДЦП, общее недоразвитие речи), в силу особенностей речевого развития (в некоторых случаях сопровождающегося вторичными отклонениями) испытывают дефицит опыта общения со сверстниками! и взрослыми, у них недостаточный объем вербальной памяти, не сформированы навыки коммуникативного взаимодействия, ограничен объем восприятия и переработки социальной информации.

В связи с этим дети с нарушениями речи нуждаются в психологической, логопедической и социально-реабилитационной помощи. От уровня и результатов оказываемой помощи зависит степень готовности подростка с речевым нарушением к социальному взаимодействию и установлению партнерских отношений. Фактором, определяющим качество подготовки детей к самостоятельной семейной жизни, становится опыт семейных отношений в конкретнойсемье, выступающий эталоном конструирования и функционирования каждой семьи (взаимоотношения родитель — родитель, родитель — ребенок, отношение к старшему поколению и т.д.). Показателем сформированности навыков социального взаимодействия у детей с нарушениями речи является готовность и отношение людей из ближайшего окружения к установлению и принятию коммуникативной позиции данной категории детей.

На наш взгляд, при организации семейного воспитания детей с нарушениями речи важное значение приобретает его направленность на формирование объективного и психологического уровней готовности к самостоятельной семейной жизни. Родителям необходимо обратить внимание на проявления, становящиеся препятствием к установлению взаимоотношений ребенка со сверстником, причины коммуникативного барьера в отношениях с окружающими, на тип самооценки речевой деятельности. Участие семьи в подготовке детей с особенностями речевого развития к самостоятельной жизни должно быть подкреплено взаимодействием со специалистами: врачом, психологом, социальным работником, педагогом-дефектологом.

Литература

Скворцова В.О. Механизмы первичной социализации: социокультурный подход // Научно-популярный журнал «NovaInfo.Ru». №27, 2014.

Автор: Скворцова В.О.

Оставить комментарий

Рубрика Таксист рекомендует

Добавить комментарий

Войти с помощью: