Проблемы развития инфраструктуры регионального продовольственного рынка

В настоящее время необходимо при анализе тенденций и перспектив развития экономики региона учитывать уровень развития рыночной инфраструктуры, которая, обеспечивая создание условий для успешного и эффективного продвижения произведенного продукта к потребителю, играет важную роль в процессе формирования регионального продовольственного рынка. От уровня ее развития существенно зависят условия функционирования продовольственного рынка, качество и количество потребляемого населением продовольствия. Рыночная инфраструктура в целом рассматривается с позиции оценки экономического потенциала ее субъектов — торгово-посреднических, финансово-кредитных, правовых, внешнеэкономических и межрегиональных, информационных и т. д. Поскольку реальное движение товаров начинается в сфере товарного обращения, именно этой сфере должно быть уделено особое внимание при формировании и развитии рыночной инфраструктуры.

Аннотация

В статье рассмотрены основные структурные элементы инфраструктуры регионального рынка продовольственных товаров, обоснована объективная необходимость ее формирования и развития. Проведен анализ состояния инфраструктуры продовольственного рынка регионов на основе официальных данных Федеральной службы государственной статистики (www.gks.ru).

В настоящее время необходимо при анализе тенденций и перспектив развития экономики региона учитывать уровень развития рыночной инфраструктуры, которая, обеспечивая создание условий для успешного и эффективного продвижения произведенного продукта к потребителю, играет важную роль в процессе формирования регионального продовольственного рынка. От уровня  ее развития существенно зависят условия функционирования продовольственного рынка, качество и количество потребляемого населением продовольствия. Рыночная инфраструктура в целом рассматривается с позиции оценки экономического потенциала ее субъектов — торгово-посреднических, финансово-кредитных, правовых, внешнеэкономических и межрегиональных, информационных и т. д. Поскольку реальное движение товаров начинается в сфере товарного обращения, именно этой сфере должно быть уделено особое внимание при формировании и развитии рыночной инфраструктуры.

Современный рынок продовольственных товаров характеризуется широким видовым и типовым разнообразием предприятий, форм и методов розничной торговли, наблюдается тенденция расширения товарного предложения со стороны региональных производителей, обновление ассортимента, развитие конкуренции. Однако о стабильном продовольственном обеспечении населения регионов за счет внутреннего производства, экономически эффективном продовольственном рынке, создающем возможности для расширенного воспроизводства, пока говорить не приходится [1, 25]. Позитивные тенденции развития регионального продовольственного рынка сопровождаются рядом негативных проявлений:
  • Значительная часть продовольственных ресурсов обеспечивается за счет импорта, хотя надо отметить, что степень удовлетворения потребностей в сельхозпродуктах за счет собственного производства по регионам и видам товаров существенно колеблется — от почти полной обеспеченности до значительного ввоза продовольствия [3, 135-140]. Благодаря увеличению поступления товаров из-за рубежа усиливается конкуренция на потребительском рынке, что стимулирует повышение качества и расширение ассортимента реализуемых товаров, более полное удовлетворение покупательского спроса потребителей. С другой стороны, в результате вытеснения с потребительского рынка отечественных товаров, местные производители вынуждены значительно сокращать объемы своего производства.
  • При высоком уровне насыщенности торговли продовольственными товарами качество многих из них остается неудовлетворительным. Это связано с ухудшением качества сырья, низким техническим санитарным уровнем производства, недостатками системы сертификации и стандартизации, непродуманностью внешнеэкономической и таможенной политики. Основными причинами снятия с продажи продовольственных товаров являются нарушения правил реализации и хранения этой продукции на предприятиях торговли, несоблюдение санитарных норм, отсутствие документов, гарантирующих качество и безопасность товаров.
  • Для производства и торговли характерен значительный объем теневого оборота. Одной из форм товарного обращения, посредством которой осуществляются хозяйственные связи между субъектами коммерческой деятельности, является оптовая торговля, то есть торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием.

Оптовое звено торговли, выступая в роли посредника, берет на себя часть функций розничной торговли, связанных с поиском поставщиков, закупкой, подсортировкой, хранением, упаковкой, фасовкой и доставкой товаров. Это во многом способствует бесперебойному снабжению розничных торговых предприятий товарами, снижению розничных цен на них, положительно сказывается на качестве обслуживания покупателей. Особенно велика роль оптовой торговли при реализации сложного ассортимента товаров. Очевидно, что предприятиям-производителям выгодно вести реализацию своих товаров большими партиями, без подсортировки с учетом нужд розничной торговли. Но далеко не каждый даже крупный магазин обладает необходимыми помещениями и работниками для того, чтобы вести работу по преобразованию промышленного ассортимента в торговый [5, 226, 232].
Следовательно, для таких розничных торговых предприятий оптимальным является прибегнуть к услугам оптовой торговли.

К сожалению, крупные оптовые предприятия, созданные в дореформенный период, имеющие необходимый набор помещений, холодильных емкостей
и технологического оборудования, в рыночных условиях практикуют сдачу в аренду своих емкостей различным коммерческим структурам, которые активно ведут оптовую и мелкооптовую торговлю на арендуемых площадях. Очевидно, что эффективность такой оптовой торговли снижается ввиду ее стихийности.

Товародвижение продукции на рынке зачастую включает несколько перепродаж на этапе оптовой торговли, что усугубляется наличием посредников, которые не имеют отношения ни к производителям, ни к конечным потребителям. Торговые посредники на оптовом рынке продовольствия могли бы сочетать закупки и реализацию товаров с обеспечением их физического движения, складирования и перевозок. Однако до сих пор функции транспортно-складского обслуживания занимают второстепенное место в деятельности торговых посредников. В большинстве случаев они ограничиваются поставками продукции со своих складских предприятий. Не получили развития и транспортно-экспедиционные функции посредников, которые выполняются транспортными предприятиями, практически мало связанными с товаропроводящей сетью. Торговые посредники не оказывают, как правило, содействия промышленным предприятиям в транспортном обслуживании, в модернизации их складского хозяйства, не заинтересованы в совершенствовании всего процесса товародвижения.

В настоящее время происходит процесс универсализации торгового предприятия, растет число магазинов со смешанным ассортиментом. Это связано с комплектностью покупок, так как покупатели стремятся покупать товары в одном месте. Одно из главных направлений в развитии региональной торговой сети — это строительство крупных предприятий торговли и приспособление действующих небольших по площади магазинов для узкой специализации и продажи товаров повседневного спроса. Практика торговой деятельности неоспоримо доказывает преимущество крупных магазинов. У них наиболее благоприятные условия
для внедрения современной технологии продажи товаров и товародвижения, наиболее эффективно используется торговая площадь, оборудование и механизмы, значительно лучше организован труд и решаются социальные вопросы.

Улучшение торгового обслуживания населения связано не только с развитием сети современных магазинов, но и с расширением внемагазинных форм продажи товаров. Их использование способствует приближению товаров к местам проживания, работы и отдыха людей. Более половины розничного товарооборота реализуется сегодня на основе внемагазинных форм продажи, что ведет иногда к расширению теневого сектора продовольственного рынка.

Для торгового обслуживания населения продовольствием вне магазинов применяются [5, 22]:

  • мелкорозничная стационарная сеть;
  • мелкорозничная передвижная сеть (передвижные средства торговли);
  • торговые автоматы;
  • ярмарки и базары.

Для нормального функционирования продовольственного рынка необходимо обеспечение пропорциональности между объемом производства продуктов питания и мощностями инфраструктуры, характеризуемыми материальным комплексом.

Анализ состояния материальной базы рыночной инфраструктуры регионов свидетельствует о недостаточности мощностей складских комплексов, специализированного транспорта, контейнерного фонда, торговых площадей продовольственных магазинов. Эффективное функционирование складского хозяйства в значительной мере определяется обеспеченностью предприятий необходимым специализированным оборудованием. Торговые, складские помещения и хранилища продовольственных товаров зачастую имеют низкий уровень оснащенности современными торгово-складским оборудованием, холодильными установками, фасовочными машинами и механизмами [2, 102].

Вследствие нехватки перерабатывающих мощностей, хранилищ, тароупаковочного оборудования и материалов наблюдается ухудшение качества пищевых продуктов. Надо также отметить, что значительные потери пищевых продуктов происходят при доведении продукции до потребителей, что объясняется плохими дорогами (в основном без твердого покрытия) и нехваткой специализированного транспорта. Это, в свою очередь, говорит о необходимости развития транспортной составляющей инфраструктурного комплекса.

Рассматривая основные показатели работы транспорта в различных регионах, можно наблюдать сдвиги как в положительную, так и в отрицательную стороны, что не дает оснований говорить о позитивной тенденции в развитии транспортной составляющей инфраструктурного комплекса.

Снижение объемов реконструкции и строительства инфраструктурных объектов и темпов пополнения и обновления парков подвижных средств транспорта, другой транспортной техники, неудовлетворительное ее эксплуатационное содержание, несвоевременное и неполное выполнение ремонтных работ приводят к ухудшению их технического состояния и работоспособности.

Значительная часть технических средств транспорта эксплуатируется за пределами нормативного срока службы. И это в то время когда необходимо не просто развитие транспортной системы, а согласование транспортных, складских и производственных циклов, что позволит сократить уровень запасов в звеньях цепи поставок, обеспечить ритмичную поставку продукции, повысить эффективность использования транспорта и, в конечном счете, сократить логистические издержки продвижения товаров к потребителям [7, 139].

Важнейшей частью инфраструктуры рынка является информационная система, содержащая базы данных о емкости рынков различных товаров, о производстве и сбыте продукции основных товарных групп, о производителях и оптовиках, о качественных характеристиках товаров и т. д. Информация должна обобщаться специально создаваемыми региональными центрами по изучению спроса и емкости рынка, имеющими информационные связи с отделами маркетинга предприятий региона и с оптово-розничными предприятиями. Возможность быстрого и полного получения информации о спросе и предложении на отдельные виды продукции, складывающихся на товарных рынках, позволяет принимать более обоснованные решения о купле и продаже такой продукции, а также об объемах финансовых ресурсов, в том числе кредитных, для обеспечения платежей по соответствующим рыночным сделкам. Кроме того, организация информационно-маркетинговой системы является эффективным способом сокращения посредников, так как с ее помощью покупатели могли бы получить исчерпывающую информацию о товарах, ценах, условиях продаж без участия посредников.

Надежность и достоверность информации влияет на расчеты таких важных параметров рыночных отношений, как:

  • уровень цен и конъюнктура рынка;
  • уровень издержек производства и прибыли при производстве продовольствия;
  • предельный уровень производства продовольствия в регионе для обеспечения сбалансированного спроса и предложения на конкретных региональных рынках;
  • уровень жизни населения.

Несмотря на существующие предпосылки к развитию информационной составляющей инфраструктурного комплекса, уровень ее развития в большинстве регионов не соответствует объективным требованиям. Процесс формирования и развития рынка информации происходит стихийно, что ведет к общей несбалансированности рынка. Фирмы, специализирующиеся на производстве и распространении информации, не обладают надежной и полной информацией, всесторонне характеризующей состояние рынка продовольствия и его инфраструктуру (спрос, предложение, запасы, цены, тарифы, конкурентоспособность, условия продажи, формы обслуживания), а хозяйствующие субъекты, функционирующие на продовольственном рынке, большая часть которых относится к числу средних и малых предприятий, не имеют возможности самостоятельно проводить полноценные исследования рынка, что не позволяет им принимать решения, обеспечивающие повышение их конкурентоспособности [2, 102].

Отметим основные причины, мешающие развитию информационного рынка [8, 40]:

  • отсутствие координационных проектов, что приводит к многократному дублированию затрат на создание информационных систем и сбор информации о товарных рынках;
  • необоснованное закрытие ряда показателей финансово-экономической информации предприятиями и организациями;
  • несовершенство правовой базы и нормативно-технических документов, регулирующих вопросы взаимодействия различных органов государственной регистрации с органами государственной статистики;
  • отсутствие регламентов доступа и использования официальной государственной информации (в большинстве ведомств базы несекретных данных не представляются в открытом доступе для государственных и тем более предпринимательских структур и населения).

Эффективное развитие главных звеньев рыночной инфраструктуры во многом зависит от обеспеченности этой сферы необходимыми специалистами.

Ввиду нехватки квалифицированных работников, множество существующих предприятий не могут приспособиться к рыночным условиям ведения хозяйства, работают в убыток и постепенно разоряются, что подтверждает необходимость развития кадровой базы рыночной инфраструктуры, включающей:

  • специалистов различного уровня квалификации в количествах достаточных для комплектования предприятий, составляющих комплекс субъектов рыночной
    инфраструктуры;
  • организации, осуществляющие подготовку и переподготовку кадров;
    органы трудоустройства;
  • организации по формированию и регулированию резервов рабочей силы.

Характеризуя положение, сложившееся в области формирования кадрового комплекса рыночной инфраструктуры, можно отметить, что на происходящие перемены в экономике высшая школа реагирует изменением в структуре подготовки специалистов. Открываются новые направления обучения, специальности, специализации [4, 330].

Проблема отсутствия необходимого количества специалистов в некоторой степени решается за счет сложившейся системы дополнительного профессионального образования (ДПО). Практически в каждом вузе создано структурное подразделение (институт), занимающееся ДПО. Используются все виды и формы образования, начиная от проведения семинаров, курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки до реализации программ второго высшего профессионального образования и ускоренного высшего образования на базе среднего профессионального.

Процесс формирования развитых рыночных отношений невозможен без серьезного правового обеспечения. От содержания законодательных актов зависит возможность активного воздействия на рынок тех органов, которым предписано регулировать рыночные отношения. Ограниченность и непоследовательность законодательных актов и постановлений правительственных органов отрицательно сказывается на качестве регулирования рынка. Напротив, гибкость и адресность правовых норм, конкретность действий властных структур в случае нарушения законодательства становятся мощным фактором организации рынка в режиме соблюдения правопорядка [6, 162].

Правовое регламентирование осуществляется как в форме обязательных предписаний, так и в форме согласований и рекомендаций. Применение различных правовых форм придает регулированию процессов формирования и развития рыночных отношений стабильность и устойчивость. Следует отметить, что в последнее время все чаще используются не запрещающие, а альтернативные правовые нормы. При этом правовые нормы определяют положение различных субъектов рыночной экономики в обществе, возможные методы административного и экономического регулирования, права и обязанности субъектов, характер и содержание экономических отношений и т. д. Действие механизма правового регулирования отношений и связей в региональном воспроизводственном процессе осуществляется на основе конкретных законодательных актов в области административного, хозяйственного, финансового, гражданского и трудового права.

К сожалению, несмотря на существование правовых документов, регламентирующих вопросы организации торговых процессов и реализации товаров и услуг, из-за слабой, а порой полной бесконтрольности со стороны администрации рынков повсеместно нарушаются правила торговли скоропортящимися товарами (мясомолочные товары, птица, яйцо, рыба и морепродукты, кремовые кондитерские изделия), требующими особых условий хранения, транспортировки и реализации. Руководителями рынков не принимаются
меры по выполнению санитарных правил для предприятий торговли, не проводятся санитарные дни, продавцы не обеспечиваются спецодеждой и инвентарем, в результате чего наблюдается много нареканий на несоблюдение правил торговли, санитарных и ветеринарных условий при реализации продуктов питания на рынках.

В Российской Федерации достаточно давно действует ряд законов, регулирующих вопросы качества и безопасности, общие для всей продукции и товаров, включая пищевые продукты, а также законы, регулирующие упомянутые вопросы в отношении отдельных видов пищевых продуктов. К таким законам относятся законы РФ «О защите прав потребителей», «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и др., нормативные акты представлены техническими регламентами и различными стандартами.

В пределах полномочий, отнесенных федеральным законодательством к предметам ведения субъектов РФ, местные законодательные и исполнительные органы заботятся об усилении мер, направленных на поступление и оборот на потребительском рынке товаров, отвечающих требованиям качества и безопасности.

Однако действующая система сертификации не способна в полном объеме урегулировать отношения в области обеспечения качества и безопасности товаров и услуг, поступающих на потребительский рынок. Зачастую потребителю не предоставляется вся необходимая информация о товарах (на этикетках и в сопроводительных документах). Отсутствие системного контроля безопасности и качества потребительских товаров как отечественного, так и импортного производства, приводит к массовой реализации их с дефектами производственного характера, без гарантийных обязательств производителей, без сертификатов соответствия, а то и с использованием поддельных [8, 35]. Очевидно, что в сложившейся ситуации необходимы целенаправленные меры по развитию нормативно-правовой базы инфраструктуры продовольственного комплекса.

В заключение отметим, что рыночная инфраструктура представляет собой если и не главный фактор в образовании продовольственного рынка, то достаточно важный и необходимый. В силу неразвитости рыночной инфраструктуры не обеспечивается нормальная связь между производителем и потребителем продовольствия, ограничивается возможность сбыта продуктов отечественными сельхозтоваропроизводителями по приемлемым ценам. Сегодня ясно, что проблема обеспечения населения продовольствием по доступным ценам имеет не только производственный, но и явно выраженный инфраструктурный аспект, что свидетельствует о необходимости формирования действенной инфраструктуры рынка, создания условий для ее рационального функционирования, способствующего непрерывному процессу товарного воспроизводства, свободному движению товаров, удовлетворению нужд конечного потребителя продовольствия.

 

Литература

  1. Ахметшина Л.Г. Конъюнктурное исследование регионального продовольственного рынка // Аграрный вестник Урала, 2009, № 11. — С. 24-27.
  2. Зинчук Г.М. Развитие инфраструктуры продовольственного рынка // Современные проблемы науки и образования, 2006, № 3. — С. 101-103.
  3. Ковалева Г.Д., Дробышев В.Ю. Регионы Сибири на внешнем рынке продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья // Регион: Экономика и Социология, 2009, № 4. — С. 122-144.
  4. Лавриков В.В. История развития образовательных услуг в оптовой продовольственной торговле // РИСК, 2010, № 2. — С. 327-331.
  5. Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности: Учебник. -М.: «Дашков и Ко», 2007. — 672 c.
  6. Селезнев А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России.- М.: Юристъ, 1999. — 384 c.
  7. Тюрин А.Ю. Особенности выбора схем транспортировки продукции предприятий пищевой промышленности с различными сроками годности // РИСК, 2010, № 1. — С. 136-139.
  8. Шумаев В. Инфраструктура // РИСК, 2000, № 3-4. — С. 35-44.

Автор: Гемба В.Н. К. э. н., доцент, кафедра математики и моделирования, Тихоокеанский государственный экономический университет

Источник: Журнал «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук» зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия г. Москва, Китайгородский пр., д.7, стр.2. Свидетельство о регистрации СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. «ПИ № ФС77-33767»

Оставить комментарий

Рубрика Свалка

Добавить комментарий

Войти с помощью: