Как ни парадоксально, живя «плечом к плечу» с окружающим нас живым миром природы, мы его мало знаем. Мы считаем себя властителями природы и «подгоняем» ее под себя, убирая неудобное, мешающее нам жить, так как нам хочется, забывая о том, что все в мире взаимосвязано. Исчезают бесследно десятки, сотни видов растений и живых существ, превращаются в пустыни некогда цветущие и благоухающие земли, высыхают реки, захламляются огромные жизненные пространства. И всему виной наше безрассудство и беспечность. А ведь каждый исчезнувший цветок, крошечный паучок или засохший родничок — это невосполнимая утрата для всех нас и окружающей нас среды. То, как окружающая среда влияет на нас, мы еще пытаемся выяснить и хоть что-то знаем, а вот как наша деятельность и наш образ жизни влияет на ее состояние, нас порой мало интересует. Мы вероятно забыли, что человек часть природы, часть биосферы Земли. Засоряется природа, вследствие алкоголизма и наркомании ухудшается структура генофонда человечества и повышается частота рождения неполноценных детей.
Соблюдение здорового образа жизни представляет собой оптимальное соотношение взаимосвязи «природа — человек» как основы ее сохранения. Загрязнение окружающей среды населенных пунктов оказывает негативное воздействие на состояние здоровья населения в целом и особенно детей. Вследствие этого, назрела необходимость проведения организационных и образовательных мероприятий в целях привития здорового образа жизни населению и воспитания детей в благоприятных жизненных условиях (Баль, 2005; Барзилович, 2000).
Биосфера Земли все больше становится управляемой человеческим разумом, постепенно превращаясь в ноосферу, важнейшим фактором, от которого зависит жизнь на нашей планете, становится разумная коллективная деятельность человека. Человек при этом активно приспосабливается к новым условиям существования. Происходит взаимное совместное влияние природы на человека и человека на природу, и человек теперь несет ответственность за эволюцию жизни. Все процессы, происходящие в биосфере, являются взаимосвязанными. Благодаря разуму человечество способно воздействовать на окружающую среду (Вернадский, 1965). Но и окружающая среда в свою очередь способна воздействовать на человека, влияя в том числе на его здоровье.
Здоровье — это абсолютная и непреходящая жизненная ценность всего человечества. Мы знаем, что практически все потребности человека зависят от того в каком состоянии его здоровье. Только здоровый человек может жить полноценно. В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) записано, что здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия. Последние десятилетия отмечены резким ухудшением состояния здоровья всех возрастных категорий населения страны. Ведущий показатель, интегрально характеризующий состояние здоровья и отражающий наиболее полно уровень развития и благосостояния государства, — продолжительность жизни. Сегодня в России она составляет 64,2 года, что является самым низким показателем среди европейских государств. За последнее десятилетие резко сократилось число относительно здоровых детей, школьников и молодежи. Здоровье человека связано практически со всеми сферами его жизнедеятельности. Формирование среды обитания человека напрямую связано с его валеологической культурой, умением противостоять воз-действию физического, психологического и социального прессинга. Охрана собственного здоровья — это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. Из объективных факторов повреждающих здоровье мы выделяем негативное состояние окружающей среды, а из субъективных — вредные привычки.
В нашем социологическом исследовании был произведен опрос по теме «Здоровый образ жизни», в котором участвовало 66 человек (дети 14-15 лет). Анализируя полученные результаты (рис. 1-4), мы выяснили, что из 60 детей подвержены вредным привычкам, таким как курение и потребление спиртного, большая часть подростков. Причем, эти подростки почти не занимаются спортом и другими видами активной деятельности, много времени проводят за компьютером. Большая половина не завтракают по утрам и почти все питаются фастфудом. Вследствие неправильного образа жизни, по словам опрошенных, они очень утомляются в школе, не выносят учебных нагрузок, большая часть не выполняют домашних заданий и лишь трое из них задумываются о будущем планеты и своем здоровье. И на вопрос «Связан ли их образ жизни с нарушением биосферы, наносят ли они вред природе», реагируют недоуменно, не понимают связи между данными явлениями. Лечение алкоголизма в Москве помогает с улучшением обстановки и улучшает здоровье людей.
Здоровье человека в его руках и учить сохранению его нужно с первых дней жизни, в семье, в детских садах, школах. Раннее начало профилактики, когда факторов риска еще нет или идет их формирование, пока не сложился стереотип поведения, часто далекий от здорового образа жизни, представляется наиболее перспективным. Ребенок должен быть обучен основам здорового образа жизни, как его учат говорить, читать и писать. Необходимо объединение усилий работников медицинских, педагогических, правовых, социальных учреждений и общественных организаций для успешной профилактики подрастающего поколения. Сохранение здоровья во многом зависит от среды обитания человека. Итак, здоровье человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но особое место среди них занимает образ жизни человека.
Сегодня перед человечеством со всей остротой стоит вопрос, как организовать образ жизни в соответствии с биологической природой человека и его социальными потребностями и жить полноценной, творческой жизнью, не болея. Ответ на этот вопрос на первый взгляд достаточно прост и однозначен — вести здоровый образ жизни. Однако в современном обществе здоровый образ жизни — это сложное, многофункциональное явление. Для здорового образа жизни необходимо со-средоточивать усилия на преодолении факторов риска возникновения различных заболеваний, таких как алкоголизм, табакокурение, наркомания, гиподинамия, нерациональное питание, конфликтные отношения. К основным направлениям здорового образа жизни относятся следующие: социальный (образ жизни должен быть эстетичным, нравственным и волевым); медико-биологический (образ жизни должен быть возрастным, обеспечен энергетически, а также укрепляющим, ритмичным и аскетичным); педагогический (образ жизни должен быть воспитывающим, формирующим и стимулирующим).
При анализе образа жизни обычно рассматриваются различные его составные части: профессиональная, общественная, социально-культурная, бытовая и другие виды деятельности. Главным в образе жизни человека является то, как живет он, каковы основные способы и виды жизнедеятельности, ее направленность. Образ жизни находится в непосредственной зависимости от мотивов деятельности конкретного человека, особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей (Шлозберг, 2004; Шухатович, 2003).
Человечество для того, чтобы продолжить свое существование обязательно должно изменить свое отношение к природе. Биосфера Земли неизбежно претерпит существенные изменения в интересах человечества, но измениться должно и поведение человека, который не имеет права забывать об интересах биосферы, а должен ставить их так же высоко, как и свои собственные интересы. Это возможно, если человек научиться жить не завоевывая, не покоряя природу, а в мире с ней. Для этого необходимо с раннего детства воспитывать уважение и бережливость к природе, формировать новое мировоззрение. Природа — это великая ценность и главной задачей становится ее спасение.
Литература
- Баль Л. В. Педагогу о здоровом образе жизни детей: книга для учителя / Л. В. Баль, С. В. Барканов, С. А. Горобатенко; под ред. Л. В. Баль. — М.: Просвещение, 2005. — 190 с.
- Барзилоеич Е. Ю. Популярная энциклопедия здорового образа жизни / Е. Ю. Барзи-лович. — М.: Изд-во МЭИ, 2000. — Кн. 1. — 251 с. Большая энциклопедия природы. — М.: ООО «Мир книги», 2002. — Т. 14. — 195 с.
- Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения / В. И. Вернадский. — М., 1965.
- Шлозберг С. О здоровом образе жизни / С. Шлозберг, Л. Непорент. — М.: Диалект, 2004. — 256 с.
- Шухатоеич В. Р. Здоровый образ жизни. Энциклопедия социологии / В. Р. Шухатович. — Мн.: Книжный дом, 2003. — 558 с.