Чтобы привлечь молодёжь, надо говорить с ней на её языке, пользоваться её средствами общения. Ведь то, что близко молодым людям, преподнесено в понятной и приятной для них форме — имеет гораздо больший шанс найти отклик в их душе.
Несомненно, одними из самых главных потребностей молодых людей являются общение и самовыражение. Как и где общается молодёжь в интернет-пространстве? Как она может выразить себя там?
За последние годы появилось много социальных сетей, главной целью которых является общение, установление контакта между людьми. Самые известные в России «ВКонтакте», «Facebook», «Мой мир» на Mail.ru, «Одноклассники».
Эти сети стали местом, где каждый может создать своё виртуальное «Я», где каждый имеет возможность не просто общаться и творить, но и делиться плодами своего творчества с многомиллионной аудиторией той или иной социальной сети. Рисунки, музыка, литературное творчество, фотографии, видеоролики — всё, что можно представить в цифровом формате, может быть выложено в социальные сети. Например, такой популярный сегодня жанр как видеопоэзия.
Но, главное, конечно — это общение. С помощью социальной сети можно общаться и знакомиться со множеством людей. У каждого есть своя страничка с той информацией, которую человек сам хочет поведать о себе. По этой информации его могут найти другие пользователи. Все социальные сети предоставляют возможность добавлять друг друга в друзья (с возможностью увидеть, находится ли твой друг в данное время в он-лайне) и создавать группы по интересам, где люди могут пообщаться на интересующую их тему, обсудить что-то со своими единомышленниками.
Новосибирская областная юношеская библиотека создала свою группу в сети «ВКонтакте» (http://vkontakte.ru/oub_nsk). На наш взгляд, эта сеть является самым удачным выбором для тех, кто работает с молодёжью. Например, в нашей группе мы проводим опросы по библиотечной тематике и люди охотно высказывают свое искреннее мнение, предложения. В «Контакт» мы также выкладываем видеоролики и фото с прошедших библиотечных мероприятий, чтобы наглядно и ярко представить нашу деятельность, и различные занимательные ролики, связанные со спецификой нашей работы — например, об интересных литературных памятниках. После мероприятия «Мышелётная вечеринка» в «Контакте» была создана страница и выложен фотоотчёт с вечеринки.
Кроме того, «Контакт» позволяет нам информировать читателей о наших новостях и мероприятиях. Система создания «событий» позволяет приглашать людей из списка друзей на встречи. Достаточно нескольких кликов «мышки», чтобы отправить приглашение всему списку друзей.
«ВКонтакте» полностью оправдывает своё название: благодаря этой сети мы постоянно поддерживаем контакт с друзьями и партнёрами библиотеки, а также с клубами, которые существуют у нас. Иногда гораздо проще решить какие-то рабочие вопросы через общение в сети, чем при телефонном разговоре.
Говоря о конкретных примерах, можно упомянуть о таком сотрудничестве: однажды к нам обратились студенты, которые организовали «ВКонтакте» группу, посвящённую творчеству новосибирского писателя Сергея Михайловича Белоусова, автора книг для детей о Печенюшкине, которые были популярны в начале 90-х годов. Организаторы группы хотели рассказать об этих замечательных книгах современным детям. Библиотека, конечно, с радостью поддержала эту инициативу и помогла с организацией. В итоге, при сотрудничестве с клубом дебатов «Кейс-клуб» были проведены две встречи — одна для малышей (5 класс), другая — для детей постарше (6-9 классы), естественно в разных формах. Получилось так, что молодёжь в данном случае пропагандировала чтение для молодёжи.
Ещё одной популярной площадкой для общения молодёжи являются интернет-форумы. Обычно они тематические (то есть, посвящены одной теме — компьютерам, онлайн-играм, музыке и т.д.) Существуют и библиотечные форумы. При грамотном управлении форум может стать для библиотеки отличным способом общения, как с читателями, так и с коллегами. Но для поддержания форума в актуальном, «живом» состоянии нужны квалифицированные работники, которые будут свободно ориентироваться в библиотечной сфере и одновременно обладать достаточно высоким уровнем интернет-грамотности, чтобы самостоятельно поддерживать администрирование форума.
Форум обычно делится на разделы — смысловые блоки (допустим, проблемы каталогизации или вопросы молодёжного чтения), а разделы уже содержат темы — то есть конкретные обсуждения того или иного вопроса.
Говоря о самом общении, нельзя не упомянуть о сленге и смайликах — ведь сегодня это неотъемлемые атрибуты общения молодых людей. Я не буду призывать библиотекарей разговаривать исключительно на молодёжном сленге, дабы быть на одной волне с молодёжью — это было бы глупо. Но сленг может употребляться молодыми библиотекарями при общении с читателями, особенно в неформальной обстановке.
Я считаю, что можно так говорить иногда, чтобы всего лишь показать, что мы, молодые библиотекари, не какие-нибудь зануды, а такие же люди, как те, для кого мы работаем. И вообще, юмористическая нотка, которую вносит употребление какого-нибудь сленгового молодёжного словечка, зачастую бывает вполне уместна. Библиотекарь, которому не чуждо мировоззрение своих читателей (а это как раз можно показать при помощи «общего языка» — сленга), вызовет у них большую симпатию.
Немного сленга можно использовать, допустим, в различных буклетах для молодёжи, которые выпускают многие библиотеки. Но, конечно, нельзя пускать в свою речь весь сленг без разбора. Употребление некоторых молодёжных выражений благопристойным библиотекарем вызовет лишь отрицательную реакцию. Но всё же, вполне можно сказать: модная фишка, продвинутый, крутой, классный, клёвый.
Допустимо употребление и некоторых молодёжных шутливых фраз — например, про сферического коня в вакууме (то есть нечто идеальное, не существующее в реальности), про печеньки («Приходите к нам, у нас есть печеньки» — то есть нечто привлекательное, то, перед чем невозможно устоять). Ну и, конечно, самая популярная шутка про Капитана Очевидность (также просто Кэп — от англ. Captain Obvious — супергерой, шуточный персонаж, который всегда готов «прийти на помощь», чтобы высказать прописную истину. Так же называют человека, который говорит очевидные вещи). У молодёжи существуют свои уже сложившиеся образы, мемы (от английского «mem» запоминающийся), которые неплохо бы знать, чтобы понимать, как мыслят и о чём говорят молодые. Опять же, это можно использовать в работе.
Стоит сказать ещё о новых, современных словах, которые сейчас в ходу у молодёжи. Это не сленг, а именно новые слова, часто заимствованные из английского языка. Они привлекают внимание новизной своего звучания. В библиотечной среде, это, например, буккроссинг — обмен книгами, фреш — нечто свежее (например, самые последние, самые свежие книги). Новые слова, новые обозначения привычных вещей, более ёмкие слова — привлекательны для молодых.
Смайлики тоже вполне уместно использовать, например, при оформлении стендов или буклетов, так как они придают обычному тексту эмоциональную окрашенность, живость и «молодёжность», поскольку смайлики уже давно стали неотъемлемым атрибутом молодёжного общения в его письменной форме.
Одним из самых интересных явлений визуальной молодёжной культуры являются «демотиваторы» ( перевод demotivator) — картинки в чёрной рамке с белой подписью. Основное значение в них обычно имеет текст подписи, а картинка иллюстрирует идею, выражаемую этим текстом. Демотиваторы являются своеобразным отражением характера и настроений молодёжи. Ведь эти картинки в основном создаются молодыми пользователями интернета, и поэтому тематика демотивационных постеров полностью отражает то, что волнует их создателей. Такая форма как демотиватор помогает выразить мысль не только словами, но и визуально.
Плакаты-демотиваторы можно использовать в первую очередь для оформления стендов и выставок. Допустим, тематическая выставка книг — и соответствующие теме плакаты. Это сразу притягивает взгляд (проверено на себе). Хороши демотиваторы, в противовес их названию, как раз-таки и для мотивации молодёжи к чтению, поскольку форма демотивационного плаката хорошо воспринимается визуально, привлекает внимание и заставляет обдумать мысль, доносимую текстом. Плюс ко всему форма высказывания может быть не прямым призывом вроде «Читайте книги!», а более притягательной, например «Книга — это портал в другое измерение».
Вообще, молодёжью очень хорошо воспринимается формат плаката, это известный факт. Зная об этом, издательство «Эксмо» даже проводило конкурс творческих работ «Mr. Bookman», нацеленный на пропаганду чтения. Упомянув издательство «Эксмо», нельзя не сказать об их последней кампании в поддержку чтения. Во многих крупных городах появились такие плакаты, где звёзды пропагандируют чтение. Всего таких плакатов пять. Каждый из них содержит упоминание того или иного литературного произведения. И если два из них ещё можно расценивать как положительные, то три других отдают откровенной пошлостью, а некоторые звёзды, представленные на них, имеют не слишком хороший имидж. Не думаю, что это поспособствует популяризации чтения среди молодёжи. Нельзя пытаться приучить к «высокому» (чтению) через «низкое» (шутки ниже пояса).
Продолжая тему визуальной культуры, можно сказать о комиксах. Зачастую этот литературный формат отметается как «недостойный», «низкий», но исследования показывают, что наличие комиксов в библиотечной коллекции увеличивает приток молодых пользователей. К тому же, некорректно рассматривать комиксы лишь как развлечение для маленьких ведь палитра жанров комиксов весьма широка: среди них есть и фантастика, и романтика, и детективы, и юмор, и десятки других подвидов. Комиксы могут рассматриваться как альтернатива обычному чтению книг.
Да, это не полноценная замена, но всё же… Молодёжь говорит, что «чтение — это скучно». Комикс, как жанр, сочетающий в себе текст и изображение, во-первых, облегчает чтение (за счёт разбавления текста картинками), а во-вторых, как раз за счёт этого сочетания усиливает воздействие комикса на читателя.
Сейчас, пройдя по книжным магазинам, можно увидеть, что происходит, так сказать, «комиксизация» книг — популярная книга «перерисовывается» в комикс, как, например, это произошло с романами Стефани Майер «Сумерки». А ещё существуют комиксы о библиотекарях. Да-да! На данный момент известно как минимум два таких: «Super Librarian» и «Rex Libris» — о супергероях-библиотекарях.
В общем, элементы современной молодёжной культуры вполне успешно могут (и даже должны!) использоваться в деятельности библиотек, работающих с молодёжью. Это будет способствовать не только росту посещаемости самой библиотеки молодыми читателями, но лучшему взаимопониманию библиотекарей и читателей, а также росту привлекательности образа библиотеки в целом как учреждения современного, «молодого» и учитывающего интересы и потребности своих пользователей.
Автор: Радченко О.Ю., библиотекарь отдела молодежных программ Новосибирской областной юношеской библиотеки